ФАЗА СЕТИ И ФАЗИРОВАНИЕ.

В интернет сети достаточно много умных, правильных и всесторонних описаний процессов фазирования аудио компонентов входящих в звуковоспроизводящую систему. Но имеется один общий недостаток – отсутствие понимания основной причины явления заставляющего изменяться звук при изменении положения сетевой вилки в розетке.

Чрезвычайно  редко  в мануале бытового промышленного устройства встречается описание его сетевой фазировки. Вообще-то стандарт есть.

  Фаза vidmiРис.1 На приборной сетевой вилке показано стандартное  положение подключения  фазы («L»).

Но на сегодняшний день он зачастую не соблюдается. Даже на многих штатных сетевых вилках отсутствуют стандартные обозначения. Это говорит о том, что промышленные производители звуковоспроизводящей техники в подавляющем большинстве случаев не придают абсолютно никакого значения тому, как будет подключена сетевая вилка и куда будет приложена фаза питания.

А взаимосвязи с изменением качества звука не усматривают вообще.

Тем не менее, связь есть. При подключении звуковоспроизводящих устройств в  стандартную  сеть питания с заземляющим проводником (или без него), положение вилки в розетке напрямую связано с качественными изменениями звука.  

И это есть  один из бесплатных «пассивных» способов улучшения качества звука любого устройства и системы в целом. Будь то телевизор (с любым видом блока питания), компьютер (системный блок и ! монитор), «бумбокс», радиоприёмник и т. д.

И для тех, кто слушает музыку не только приборами, рекомендуется произвести звуковую фазировку компонентов своей системы на слух. Она заключается в последовательном поиске наиболее качественного звука каждого устройства звуковоспроизводящей системы путём изменения положения его штатной сетевой вилки. На мой взгляд, лучше начинать с источника звука.

Объективно звук будет лучше в том положении вилки в розетке, к примеру, где исполнители виртуально приближаются к слушателю,  локализуются более чётко, а не удаляются буквально «за дверь» концертного зала или «прячутся в подушку». Качественные изменения звука более подробно изложены в предыдущих статьях.

Теоретически обосновать данное явление помогли многочисленные практические опыты, проверенные временем. В данном случае это влияние полевой (звуковой) направленности составных проводников силовой цепи питания устройства. Наиболее значительное  оказывает  направленность самого длинного из них — первичная обмотка трансформатора.

В зависимости от того, совпадёт ли случайным образом лучшая звуковая направленность проводника (первичная обмотка трансформатора) с точкой приложения фазы сети и будет определяться конечный звук.

Аналогичные  изменения звука, имеющие закономерный характер,  наблюдаются также при смене направления включения  любых проводников или деталей в цепях постоянного и переменного тока. Не говоря уже о межблочных и акустических кабелях.

Показательно и легко доступно для проверки — изменение качества звука любого динамика при изменении его фазировки. И не первый фронт сигнала (движение диффузора вперёд), как считают многие теоретики, определяет конечный звук.  А как и в случае сетевого звукового фазирования компонента,  мы должны найти  лучшую направленность самого длинного проводника этого участка цепи — катушки динамика. Услышать это проще подключая к УНЧ  широкополосник (для чистоты эксперимента лучше без акустического оформления).

То есть, существует объективная закономерная связь между точкой приложения фазы сети (или сигнала), звуковой направленностью проводников и качеством звука.   Всё очень просто…:)

Хотя, это мои личные выводы и претендовать на «истину» они не могут.

 05.02.2014.         г. Ростов на Дону.                            В.И. Дмитриев.

Дополнительная инф. о проведении фазирования в разделе «Изделия«, а по результату —  полностью согласен с обычным слушателем.


ДОБАВЛЕНО     02.02.2024 г.

Надо заметить, что после проведения звукового фазирования система стабильно долго может сохранять свои звуковые свойства. Но только при неизменном соблюдении определённых  условий состояния питающей сети. «Убежавший» звук можно вернуть не сложными способами. И ставить «диагноз» о «плохой сети» преждевременно.

По мере продвижения оказалось, что не всё так просто. Переплетения взаимовлияний ещё более разнообразны!  Но поддающиеся:) систематизации и переходу в разряд закономерных.          

  ДОБАВЛЕНО 28.05.2024.

Чтобы НЕ ошибиться в правильности выбора лучшего положения сетевой вилки в розетке, да и любого сравнительного прослушивания, необходимо слушать муз. фрагмент не менее ДВУХ раз подряд в каждом выбираемом положении.  (А кто нибудь сможет догадаться, почему не меньше двух, а не одного или… 30? :)).

После проведения звукового фазирования системы, рекомендуется для сравнения  перевернуть одновременно сетевые вилки этих компонентов, послушать и выбрать из двух комбинаций лучший вариант.

*****

Оставьте комментарий